Профессиональная компетентность руководителя школы как ресурс эффективного управления

Черашева Елена Владимировна

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Лицей №1 п.Первомайский», Оренбургский район, Россия

opehgus@gmail.com

Аннотация

Важность данной статьи определяется эффективностью процесса образования как от оптимизации механизмов управления, так и повышения компетентности людей, выполняющих руководящие функции. Определено, что на современном этапе значение имеет не только уровень профессиональной компетентности руководителя школы, но и его личностные, психологические особенности.  Развитие профессиональных и личностных компетенций руководителя школы в конечном итоге будет способствовать повышению качества образовательного процесса.

Ключевые слова: управление, культура управления, руководитель, образовательное учреждения, компетенции, компетентностный подход.

Professional competence of the head of the school as a resource of effective management

E.V. Cherasheva

Municipal Budget Educational Institution «Lyceum №1 Pervomayskiy settlement», Orenburg district, Russia

opehgus@gmail.com

Abstract

The importance of this article is determined by the effectiveness of the education process, both from the optimization of management mechanisms and improving the competence of people performing leadership functions. It is determined that at the present stage not only the level of professional competence of the head of the school, but also its personal, psychological features is important. The development of professional and personal competencies of the head of the school will ultimately contribute to improving the quality of the educational process.

Key words: management, management culture, Manager, educational institution, competence, competence approach.

Введение

В настоящее время в обществе происходят динамичные изменения, в том числе, связанные с социальной переструктуризацией, изменениями в экономическом плане, появлением новых социальных организационных структур, что неизбежно приводит к повышению роли и изменению, усложнению систем управленческой деятельности. При этом на изменение требований к управлению образованием влияет также переориентация системы образования в целом, выход ее на новый уровень, определяемый запросами общества и положениями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Анализ особенностей и специфики профессиональной компетентности руководителей школ как ресурса эффективного управления обладает обоснованной актуальностью в свете проблем, которые связаны с экономико-социальным развитием нашей страны и обновлением всего социального уклада. Огромный вклад в развитие теории и практики управления внесли такие исследователи, как Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, Б.И. Чичерин и др. Среди представителей настоящего времени можно описать работы В.Г Афанасьева, А.К. Белых, А.И. Берга, А. А. Богданова, А.К. Гастева, В.М. Глушкова, П.М. Керженцева, A.M. Омарова, П.С. Таранова и других. Сущность компетентностного подхода к управлению образовательными организациями состоит в том, что в нем сконцентрировано внимание как на профессиональных, так и на личностных аспектах субъектов управленческого процесса. В настоящее время интерес прослеживается также к выявлению мотивации, потребностей, интересов и ценностных ориентаций руководителей учреждений образования. И от того, в какой степени они  учитываются руководителями, зависит эффективность управления. Управление трактуется как специфический вид социальной деятельности, которая призвана согласовывать интересы разных участников управленческого процесса. Неоспоримым является факт зависимости эффективности процессов социальных и экономических преобразований, стабилизирования развития и функционирования общественных и организационных процессов как от оптимизации механизмов управления, так и повышения компетентности людей, выполняющих руководящие функции. В науке существуют разные взгляды на управление школой, его структуру и особенности, но так как данный феномен тесно связан с особенностями социума и образовательной политики в стране, он подвержен влиянию и изменению, транформации. Недостаточно изученными остаются вопросы структуры управления школой в свете компетентностного подхода.

Материалы и методы

Основу нашего исследования составили научные материалы, полученные в рамках теоретических и эмпирических изысканий педагогами и психологами, занимающимися проблемами управления образовательными учреждениями. Для достижения заявленной исследовательской цели нами были привлечены общелогические методы анализа и синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, систематизации. Теоретические построения осуществлялись на базе гипотетико-дедуктивного метода и аксиоматического метода.

Результаты исследования

Ярким отличием современной управленческой деятельности выступает ориентация ее на практические цели.  Инновационная направленность деятельности в основных аспектах жизнедеятельности населения, внедрение планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации; повышение скорости устаревания знаний и умений в условиях регулярно обновляющегося социума – влечет за собой потребность в профессионально мобильных руководителях образовательных учреждений и рост требований к их профессиональной компетенции. Любой общественный уклад, коллектив строится на основе совместной деятельности людей, которая в целях ее реализации должна быть организована.  Аналогичное данный тезис может быть применен и в отношении управления школами. В свете компетентностного подхода требования к руководителю школами постоянно повышаются. Невзирая на видимую простоту особенностей управления, представить полное определение данному феномену не так просто по причине того, что есть ряд разных подходов к решению выделенной проблемы. В самом общем виде процесс управления описывается как продолжительное целенаправленное воздействие на личность или группу индивидов, при этом личность или коллектив, находящиеся под таким воздействием, выступают как объект управления, а личность или коллектив, такое воздействие реализующие, – субъект управления [3].

Управление – процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации. Тип управления – это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения [8]. Необходимо отметить социальную природу управления, которое основывается всегда на презумпции власти и полномочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних на других. По своей структуре оно может быть представлено в  виде пирамиды, с вертикальными и горизонтальными взаимовлияниями [3]. О.В. Афанасьева и Д.В. Обухов выделяют фактор активизации самостоятельности, инициативы и новаторства – «культура управления», которая складывается из определённых принципов управленческой деятельности и уровня профессиональной и управленческой компетентности руководителей организации [8]. Культура управления школой зависит от методов управления, стиля руководящей деятельности, профессионализма управленцев, умения рефлексивно оценивать свою личность и компетентность [6]. Компетентность в управлении школой предполагает совокупность требований к внешней стороне процесса управления, а также к личным качествам управленца, требований, обусловленных нормами и принципами морали, этики, эстетики, техническими нормами и нормами права, принятыми в данной образовательной организации. Компетентность руководства школой проявляется в самых разных областях деятельности управленца. В том числе, это особенности проведения деловых совещаний, переговоров, собраний, конференций, круглых столов и т. д., организации делопроизводства и процесса коммуникации, требования к просветительской, информационной и другой деятельности. Культура управления – это совокупность требований к внешней стороне процесса управления, а также к личным качествам управленца. К одному из таких качеств относится умение управленца анализировать себя, рефлексировать, оценивать свой труд. И субъекты, и объекты управления следует рассматривать как управляющую и управляемую подсистемы социальной системы, взаимодействующие друг с другом [3].  Взаимосвязь подсистем и их слаженное функционирование образуют единый процесс управления школой. Для того чтобы эффективно управлять образовательным учреждением, нужно иметь достаточно адекватное представление о действующих в нем тенденциях и факторах. Е.П. Кортунова пишет, что в условиях глобальных социокультурных реформ и активной модернизации концепции развития общества на первый план выходят требования к личности управленца нового типа. Смысл управления заключается в том, что руководитель играет важнейшую роль в работоспособности коллектива, его способности реагировать на «внешние вызовы» [5].  Поэтому современные руководители школы должны обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования действующих в образовательном учреждении процессов, организации целесообразных межличностных и профессиональных коммуникаций в коллективе. Руководитель школы должен направлять целенаправленность (целеустремленность) общей деятельности и организованность коллектива (сплоченность, скоординированность, консолидация усилий) для достижения общих эффективных результатов, иметь определенные навыки менеджмента, знать и понимать особенности происходящих перемен в государстве и социуме, их нормативно-правовое обеспечение, все преобразования и нововведения законодательства в своей профессиональной сфере. Также важна управленческая культура при развитии должного морально-психологического климата, складывающемся в том или ином рабочем коллективе. То есть, иными словами, хороший руководитель школы реализует особый специфический менеджмент, который включает в одно целое понятия директор и менеджер. При этом важно заключить, что необходима система подготовки, в полной мере стимулирующая реализацию творческого потенциала личности руководителя образовательного учреждения [5]. П. Милютин для эффективного руководителя, который является еще и лидером, полагал важным «высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональные задачи с высокой степенью эффективности и стабильности» [7]. Находясь на руководящей должности, важно постоянно развивать в себе лидерские качества. Поэтому следует повышать свой уровень профессионализма. 

Так, А.Л. Журавлев акцентирует внимание на лидерстве как влиянии одного индивида на других. При этом, также исследователь раскрывает лидерство как руководство, наблюдение и управление групповыми процессами [4]. В литературе  лидерство представлено как социально-психологический феномен отношения доминирования и подчинения в социальной группе, определяющийся субъективными и объективными факторами. Автором подчеркивается, что истинный лидер (в нашем случае лидер в образовательном учреждении) должен обладать авторитетом среди коллег и подчиненных, быть эрудированным, предприимчивым, тактичным, организованным и т.д. Характеристика портрета руководителя школы как лидера на современном этапе основывается на требованиях оптимальной организации труда, сформированном благоприятном социально-психологическом климате и высокой общей культуре управленческого труда. Детерминирующими компонентами портрета руководителя образовательного учрежедения являются личностные качества. Б.Г.Ананьев аргументировал, что каждый индивид обладает особой индивидуальностью, которая является сложнокомпонентым свойством, объединяющим его природные и личностные качества. Через индивидуальность реализуются своеобразие личности, ее способности, возможная сфера деятельности [1].  Индивидуальность, которая всегда отражает лидера (по нашему мнению) обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения. Анализируя свои управленческие компетенции, руководитель имеет возможность рефлексировать, анализировать свои действия, а также работать над собой с целью стабильного улучшения процесса управления кадрами. И, в конечном итоге, это будет приводить к хорошим  изменениям в профессиональном пространстве образовательного учреждения. Современный руководитель школы должен характеризоваться адекватной профессиональной самооценкой, иначе он не сможет анализировать свою деятельность и деятельность кадров. Завышенная самооценка препятствует руководителю расти как в личностном плане, так и плане истинного лидерства, основанного на авторитете у подчиненных – такое руководство граничит с авторитарностью и диктатом. Заниженная же самооценка, в свою очередь ведет к либеральности, неуверенности руководства, такого управленца просто не будут признавать за авторитет. Ведущими компонентами потенциала руководителя И.В. Дрыгина считает:

  1. Потребности – в персонификации, возможности выразить себя, получить признание, влиять на других, достичь вершин, заработать уважение, а также стремление быть ведущим, а не ведомым.
  2. Возможности – к управлению, организации, анализу, влиянию, воздействию и т.д.
  3. Ценности – в отношении взаимодействия с другими, в конструктивности общения, в достижении согласованности целей и т.д.
  4. Средства достижения руководящих функций – условия среды, стимулирующие лидерство и принятые личностью на субъективном уровне.

По мнению И. В. Дрыгиной, развитие  потенциала личности управленца состоит в том, что личность сама создает свое собственный «образ лидера», в который ею вложен некий смысл [2].

Таким образом, на современном этапе значение имеет не только уровень профессиональной компетентности руководителя школы, но и его личностные, психологические особенности. Анализируя свои качества, руководитель обладает возможностью рефлексировать, анализировать свои действия, а также работать над собой с целью дальнейшего развития своего потенциала.

Обсуждение и заключения

В сфере образования деятельность управленца особенно важна в силу того, что результат образования – специфический продукт, и персонал школы нуждается в компетентном сопровождении его реализации. Управленческая деятельность в сфере образования в настоящее время – ответственный процесс, предполагающий грамотную организацию работы, продуманность управленческих решений, которые в конечном итоге будут способствовать как повышению эффективности деятельности каждого сотрудника, так и удовлетворенности граждан качеством оказываемых образовательных услуг.

Список использованных источников

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  2. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента: педагогический аспект / И. В. Дрыгина, О. А. Шушерина // Вестник Сибирского государственного технологического университета. 2004. № 1. С. 107.
  3. Дыльнова Т.В. К вопросу о понятии «система социального управления обществом» [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-sistema-sotsialnogo-upravleniya-obschestvom
  4. Журавлев А.Л., Хащенко В.А. Хащенко Н.Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. М.: ИПАН, 1989. 283 с.
  5. Кортунова Е.П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях // Молодой ученый. 2011. №6. Т.2. С. 94.
  6. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания: Учеб. пособие. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. 204 c.
  7. Милютин П. Управленческая культура личности и факторы развития // Власть. 2007. № 5. С. 91.
  8. Организационная культура: учебное пособие / Автор-составитель О. Е. Стеклова. Ульяновск: УлГТУ, 2014. 110 с.
  9. Харлампьева А. О. Профессиональная компетентность руководителя как фактор эффективного управления учреждением среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 82–83.
  10. McGlelland D.C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence» // American Psychologist. 1973. Vol.28 No1. P. 1-14.
  11. Green A. Education and State Formation. The Rise of Education Systems in England, France and USA. L., 1992.
  12. Berufliche Kompetenzentwiklung. Bullettin. Berlin. August, 1999. 4,99.
  13. Berufliche Kompetenzentwicklung. Berlin. Dezember, 1999. 6,99.